Развитие цифровых технологий не только качественно улучшило жизнь пользователей, но и стало инструментом мошеннических действий.
Телефонные мошенники первыми находят уязвимость в самых современных способах оплаты и защиты денежных средств.
Случаи телефонного мошенничества происходят все чаще, а схемы преступных действий становятся все более продуманными и изощренными, появляются новые и эволюционируют старые.
Зачастую мошенники используют психологические манипуляции, в ход идут различные речевые уловки, чтобы усыпить бдительность жертвы и управлять ее действиями. Это могут быть попытки использовать эффект внезапности, чувство опасности, некоторые мошенники могут высказывать угрозы.
Пользователи в силу свойств нормальной обывательской психологии чаще всего оказываются готовы слушать тех, кто предлагает им обезопаситься и защитить свои счета. На этом и строят свои схемы мошенники. Для них важно, чтобы лицо было дезориентировано и как можно менее внимательно, поэтому они всегда настойчивы и терпеливы.
Распространены случаи направления сообщений в социальных сетях и мессенджерах с реальных аккаунтов, принадлежащих знакомым адресатов, с просьбой перейти на определенный сайт по прилагаемой ссылке (проголосовать за ребенка либо родственника, участвующего в конкурсе), что в последующем приводит к взлому аккаунта, получению доступа к содержимому телефона или компьютера, данным банковских карт и, как следствие, хищению денежных средств как у владельца телефона (компьютера), так и у лиц, данные и номера телефонов которых содержатся в памяти его электронного устройства.
Таким же способом зачастую рассылаются сообщения от знакомых и коллег с просьбами о предоставлении взаймы денежных средств или оказании иной финансовой помощи.
Обезопасить себя возможно следующими способами:
˗ не отвечать на звонки с незнакомых номеров, текстовые сообщения, в особенности с неместными кодами телефонного номера, и «короткие» звонки (когда после нескольких гудков мошенник прекращает вызов в ожидании того, что жертва ему перезвонит сама);
˗ не поддаваться на провокации, требующие быстрого реагирования, и не совершать необдуманных действий;
˗ в зависимости от сообщаемых обстоятельств и просьб следует перепроверить достоверность данных или полученной информации: позвонить в банк, мобильному оператору, членам семьи, родственникам, знакомым, руководителям прокуратуры республики;
˗ не передавать реквизиты банковских карт, пароли от них; ˗ не отправлять коды из SMS-сообщений, которые приходят на телефон с неизвестных номеров;
˗ в случае поступления на счет денежных средств от незнакомого лица незамедлительно обратиться в отделение банка для отмены данной транзакции и подать заявление о возвращении поступившей суммы на счет отправителя.